Полезное о детях
Ребенок до года
Ребенок от 1 до 3
Ребенок от 3 до 7
Ребенок от 7 и старше
Полезная информация
Аналитика рынка
Популярные игрушки
Новости и события
Производители товаров
Игры с детьми
Услуги детям
Страхование
Няни
Обучение
Туризм
Медицина детям
Где купить
Магазины
Интернет-магазины
Рынки
 
 

Товары и услуги для детей и их родителей

 

Детские товары »  » Полезная информация » Игры с детьми

Роль игр в развитии Вашего ребенка

Первые шесть-семь лет жизни ребенка — наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребенка воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, в игре.


Вашему ребенку исполнился один род. У малыша появились два огромных достижения. Во-первых, он научился ходить и получил возможность обследовать все вещи вокруг себя. Ребенок этого возраста ставит себя в центр всех событий, но его возможности в данный период пока ограничены, он усваивает названия предметов или действий только в конкретной ситуации или только при многократном повторении, познает мир на эмоционально-чувственной основе, осваивает то, что доступно его пониманию. На втором году жизни малыш познает функциональное значение вещей (бытовые, игровые, художественные, трудовые). Вторым по значению достижением второго года жизни является развитие речи. От года до полутора лет развивается понимание речи. Проходя через чувственный опыт ребенка, слово приобретает смысл, но еще не является элементом общения. Активный словарь еще мал (30-40 слов - звукоподражания, восклицания, облегченные слова). Малыш активно общается в этом возрасте с помощью жестов, мимики, взгляда. В возрасте от полутора до двух лет пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не произносит) начинает переходить в активный. Активный словарь уже составляет уже 300 - 400 слов. Ребенок начинает говорить простыми предложениями, состоящими из двух-трех слов. В конце первого года жизни малыш приобретет стремление к самостоятельности и независимости. В этот период взрослый становится для ребёнка не только источ¬ником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение с мамой и папой уже не сводится к прямой помощи или к де¬монстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполне¬ние одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное, – новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение протекает как бы на фоне практическо¬го взаимодействия с предметами. Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифи¬ческие манипуляции с вещами, а предметная деятельность, свя¬занная с овладением культурными способами дейс¬твий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она требует и обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий. Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов: совочки, лопаточки; метелочки, грабельки; сачки для «вылавливания» игрушек из ванны; удочки с магнитом для «ловли рыбок»; игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.; кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр. Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов. Можно поучить ребенка рисовать мелками, пастелью или карандашом. Рисование развивает зрительно-моторную координацию, тонкую моторику пальцев руки и доставляет малышу огромное удовольствие. Чтобы вызвать у ребенка интерес к рисованию, предложите ему порисовать пальчиками. Для этого вам понадобятся нетоксичные пальчиковые краски. Покажите малышу, как рисовать цветные кружочки, окунув концы своих пальцев в краску и отпечатывая их на листе бумаги. Затем окуните в краску кончики пальчиков ребенка и отпечатайте их тоже на листе, придерживая своими руками. Попробуйте отпечатать ладошки. Чуть позже можно "нарисовать" цветочек, отпечатывая пальчики и ладошки. В обучении рисованию карандашом, мелками или пастелью важно научить малыша правильно держать карандаш или мелок в руке, удерживая его тремя пальцами (большим и средним, придерживая указательным). Проследите, чтобы малыш не сильно сжимал мелок или карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений. Пальчики ребенка могут не удержать мелок, и он выпадет из рук. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно. Ребенок привык пока захватывать все в кулачок, правильная хватка пальцами для него неудобна. Надо терпеливо перекладывать мелок, кисточку или карандаш, приучая ребенка держать тремя пальцами. Постепенно рука окрепнет, и правильная хватка закрепится. После рисования приучайте малыша класть карандаш или мелок на место, приговаривая: "Мы так хорошо порисовали, теперь уберем мелок в коробочку, чтобы он не упал и не разбился". Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это: пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу; вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания; матрёшки –3-4 местные; «коробки форм», т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений. Также малышу подойдут столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания; крупные пазлы и мозаики; кубики крупные, пластмассовые и деревянные; шнурок и бусины для нанизывания; народные игрушки с подвижными частями; желобок и шарик для скатывания. Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие, и складываются представления о свойствах предметов. От 1 года до 1,5 лет актуальными остаются наборы кубиков, блоков для конструирования, матрешка, "Почтовый ящик Монтессори", пирамиды. Действия ребенка с игрушкой приобретают более сложный характер. Например, для ознакомления с формой предметов возьмите ведерко высотой с крышкой 10-12 см, положите туда кубик, брусок, цилиндр (из строительного набора), одинаковые по размеру (3-5 см) игрушки: пирамидку, грибок, мячик, яичко, закройте крышкой. Покажите ребенку закрытое крышкой ведерко и расскажите, что там лежит. Потом снимите крышку и предложите малышу, заглянув в ведерко, рассмотреть сложенные там игрушки. Попросите малыша достать что-нибудь из ведерка. Похвалите его: "Умница! Какую красивую игрушку ты достал! Это кубик". Рассмотрите кубик, обратите внимание на его устойчивость (не катится), рассмотрите шарик, покатайте его. Когда малыш рассмотрит все игрушки, предложите ему сложить их обратно в ведерко. Если же ребенок не хочет складывать игрушки, нужно обхватить его ручку своей рукой и помочь ему перенести все игрушки в ведерко. Обязательно хвалите малыша после каждого выполненного задания! Для ознакомления с величиной предметов вам понадобятся два комплекта одноцветных кубиков (четыре больших и пять маленьких) и два ведерка высотой 10 см и 12 см. Рассмотрите с малышом все кубики: и большие, и маленькие; затем вместе разложите игрушки по величине: большие кубики в большое ведро, а маленькие - в маленькое. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается, главным образом, в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент. Это могут быть: коробочки с секретом; детские музыкальные центры; механические игрушки; клавишные игрушки; игрушки с сюрпризом, требующие установление связи между своим движением и появлением чего-то нового; материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр. Музыкальные игрушки в этом возрасте все еще интересны и полезны. Бубен и барабан развивают чувство ритма и слуховое восприятие, а свисток и дудочка помогут выработать целенаправленную воздушную струю, разовьют дыхание ребенка, что способствует формированию правильного звукопроизношения. С малышом можно поиграть в игру "Что звучит?". Сначала предложите ребенку рассмотреть музыкальные инструменты, послушать, как они звучат. Затем отвернитесь и посвистите в свисток (поиграйте на металлофоне, побейте в барабан или в бубен), попросите ребенка показать тот инструмент, который звучал, назовите его. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки: фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, ёлочки, снеговика и пр.; составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.); составные игрушки – машинки, домики и пр.; строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу; бусы для нанизывания; шнуровки и застёжки. Большую пользу для умственного развития ребенка приносят строительные игры. Дети учатся различать и узнавать 3 - 4 вида деталей строительного набора: кирпичик, кубик, пластину, трехгранную призму. Сначала малышу доступны совсем простые постройки: башня из 3 - 4 кубиков, дорожка. На протяжении года постройки усложняются: он строит дом, машину, стол, стул, диван, кровать, ворота. Очень хорошо, если вы приобрели малышу крупногабаритный мягкий модульный конструктор. Из такого конструктора можно построить стульчик, домик, кроватку, при этом ребенок сам может посидеть на таком стульчике, спрятаться в домик. Главное - такой конструктор совершенно безопасен для ребенка: он мягкий и упругий, водонепроницаем и легко моется. Интерес к этим играм особенно возрастает, если постройки обыгрываются. На стул можно посадить куклу, через ворота прокатить машину. Все это взрослый может подсказать ребенку. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть: картинки с изображением животных и людей; сюжетные картинки с изображением действий; наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей; элементарные виды детского домино и лото; последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок; наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажи известных сказок; звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок; диафильмы; игрушечный телефон. В этом возрасте начинает играть важную роль в развитии ребенка картинка. Маленький ребенок не сразу отличает реальный предмет от его изображения на картинке. С помощью взрослого малыш постепенно устанавливает связь между предметом, его графическим изображением и соответствующим названием. Это важно для развития мышления, для формирования первых общих представлений. Под руководством взрослого с помощью картинки осуществляется более расчлененное, детальное восприятие качеств предмета (форма, величина, цвет и др.) и его состояния. Очень важно вызвать у ребенка интерес к картинке, научить узнавать знакомый предмет и называть его хотя бы упрощенным названием. Рассматривать картинку можно с малышом не более 5 минут. Например, показать ребенку мячик и сказать: "Вот мячик, мячик бом-бом!" Незаметно для него убрать со стола мяч. "Где мячик? Нет мячика!" Затем положить на стол картинку с изображением мячика. "Вот он, мячик! Вот мячик - бом-бом". Такие действия со сменой игрушки и картинки повторяются несколько раз, пока ребенок сам не начнет показывать предмет на картинке или произносить "бом-бом", "мячик". К тому времени, когда вашему малышу исполнится 12 месяцев, в его комнате уже должен быть спортивный уголок. Он может состоять из шведской стенки, подвешенной горизонтально лестницы, перекладины на уровне груди ребенка для обучения кувырканию. Для смягчения падений просто необходим мат или толстый коврик, который может быть выполнен в виде яблочка, мишки, грибка, бабочки и др. На такой коврик даже падать приятно! Очень полезен и массажный коврик с различными наполнителями, по которому можно пройтись босиком - это и закаляет, тренирует ножки и является профилактикой плоскостопия. Конечно, каждый уголок вписывается в конкретную детскую комнату, и может быть различным по составу. Хорошо, если у вашего малыша в спортивном уголке будет набор разноцветных набивных мячей разного размера. Сейчас можно приобрести набор таких мячей, выполненный в виде гусеницы: туловище состоит из крупных мячей, связанных между собой тесьмой, ноги и усики выполнены в виде маленьких мячиков. Покажите ребенку, как отсоединять и присоединять ножки и туловище (соединение-"липучка"), затем предложите малышу самостоятельно отсоединить, а затем присоединить ножки. Скажите: "Посмотри, получился маленький желтый мячик. Я его сейчас брошу в корзинку!" Покажите, как забросить мячик в корзинку или коробку. А большие мячи малыш сначала с удовольствием просто перекатывает руками с места на место, затем его можно учить бросать мяч вперед, захватив двумя руками. Во время таких игр у ребенка развиваются: координация движений, зрительно-моторная координация, различные группы мышц, цветовое восприятие, ловкость. Главное - следите за состоянием ребенка в процессе игры, постарайтесь уловить признаки утомления (вялость, отвлекаемость, отказ от игры). При первых проявлениях этих признаков игру следует прекратить. Игра — одно из наиболее эффективных средств воспитания. В строительных играх, помимо конструктивных способностей, развития творческого воображения, эстетических чувств, воспитывается и привычка контролировать движение, рассчитывать его силу, направление. Сооружение постройки требует выдержки, настойчивости в достижении цели. В результате дети на практике познают эстетическую радость, радость труда. Активное участие в разных играх помогает ребенку преодолеть робость, поверить в свои силы. Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка — источник радости ребенка. По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. В приводимом ниже перечне игрушки представлены по видам согласно классификации, разработанной Е. А. Флериной. Выделены игрушки моторные, сюжетные, технические и строительные материалы, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки. Моторные игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), воспитания культуры движений. На подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики, следует обратить особое внимание, так как они имеют большое значение для подготовки руки ребенка к письму, к труду. Сюжетные, или образные, игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т. д. Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. У старших дошкольников технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движение, желание самостоятельно соорудить что-либо подобное. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов. Игры со строительными материалами, в процессе которых ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т. п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т. д. Дидактические игрушки — сборно-разборные и другие очень важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей. Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора. Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу. В младших группах эти игрушки демонстрирует воспитатель при рассказывании сказок, потешек, а в старших ими пользуются сами дети — в играх-драматизациях и других театрализованных играх.


версия для печати
 
     Вы ищете: [расширенный поиск...]
логин:  пароль:   (регистрация)
 

Москва 2003-2016 © ДетскиеТовары.ру
При использовании материалов сайта прямая гиперссылка на www.detskietovary.ru обязательна.
Rambler's Top100