Распечатано с Интернет-журнала detskietovary.ru



Малыш и его первые друзья

27 декабря 2006

В жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда он начинает активно общаться со сверстниками.

И это очень важный этап, ведь до сих пор он если и общался с другими детишками, то сидя на коленках у мамы, или играя в песочнице и чувствуя спиной ее теплые коленки. Но вот настал момент, когда он остается один на один с другими, такими же как он и, о ужас, незнакомыми мальчиками и девочками…
Это может быть и детский садик и какая-нибудь развивающая группа или спортивная секция - все, что угодно, где дети остаются без мамы. В тесном семейном кругу он привык чувствовать себя таким защищенным, окруженным заботой и любовью! Теперь же приходится учиться самостоятельно решать такие сложные даже для взрослого проблемы, как подход к новым людям, выбор друга, учитывать интересы другого. Для ребенка 2 - 5 лет естественно тянуться к ровесникам, к играм с ними. Как правило, это происходит естественно и больших проблем не вызывает. А если вы заметили, что ваш ребенок не ищет друзей, лучше чувствует себя в одиночестве, значит нарушилась гармония его отношений с миром, значит первые контакты принесли ему лишь обиду и разочарование. И именно в этот период первых самостоятельных контактов необходимо как можно быстрее внести коррекции в поведение ребенка, чтобы дальнейшие его попытки общения не наносили ему боли и обиды. Именно сейчас формируется умение маленького человека ладить с другими людьми. Одно из основных умений всей его жизни.
Вам интересно знать, готов ли ваш малыш к общению со сверстниками? Тогда ответьте на следующие вопросы:
1. Много ли в окружении вашего ребенка сверстников, с которыми он с удовольствием общается?
2. Хочет ли он сам познакомиться с ними или действует по вашей указке?
3. Быстро ли он привыкает к новому коллективу ровесников?
4. Можете ли вы оставить вашего малыша одного среди сверстников, не боясь, что он расплачется?
5. Активно ли ваш ребенок участвует в детских играх и забавах дома с гостями, в детском саду, во дворе?
6. Пробует ли он сам придумывать игры?
7. Тянутся ли к нему другие ребятишки?
8. Доброжелателен ли ваш ребенок?
9. Часто ли он обижается? Долго ли помнит обиду?
10. Пробует ли он постоять за себя, если возникает такая необходимость?

Если хотя бы на половину вопросов вы ответили положительно, то у вашего малыша, скорее всего, не будет проблем в общении со сверстниками: он свободно завязывает новые знакомства, не чувствует беспокойства и неловкости при встрече с незнакомыми. Если же на большинство вопросов вы ответили отрицательно, то вам следует иметь ввиду, что ваш малыш пока не готов к общению со сверстниками и новые знакомства будут стоить ему больших усилий.
Каковы же причины того, что первые контакты вашего ребенка с другими детьми становятся для него травмирующими, надолго отбивая охоту к игре со сверстниками? Причин, как вы догадываетесь, много, но все их можно условно свести к двум основным.
Причина первая - излишняя застенчивость. Обратная же сторона этого понятия - крайняя неуверенность в себе. Первое порождает второе и наоборот. Качество это мы можем наблюдать почти во всех семьях, где существует авторитарный стиль воспитания, где родители слишком властны и нетерпимы к малейшим недостаткам ребенка и считают своим долгом говорить об этом в резкой или, что еще хуже в унизительной форме. А недостатком такие родители считают все, что не вписывается в их стереотип «идеального ребенка». Крайне неуверенные в себе дети вырастают так же в тех семьях, где родители (чаще всего это мамы или бабушки) больше, чем нужно привязывают малыша к себе. Ведь так приятно ощущать свою нужность этой крохе, чувствовать, что он нуждается в вашей любви и заботе и без этого ему будет очень трудно. Но любовь, а тем более материнская, не должна быть слепой. Если вдуматься, то боясь отпустить малыша от себя даже на короткое время мы думаем, прежде всего о себе, о собственном спокойствии. Есть высшая материнская мудрость, которая не возможна без любви: чувствовать, когда вашему ребенку очень нужно проявить самостоятельность и не бояться этого. В противном случае мы формируем нежизнеспособную, слабую и зависимую личность, идущую на поводу у более сильного и уверенного и избегающую любых важных решений.
Вторая причина того, что ваш ребенок не может установить контакт со сверстниками - его чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Впрочем, понятие «лидерство» здесь не вполне подходит, скорее это - желание доминировать, что сродни тому же эгоизму. Это вовсе не тот лидер, за которым уже с малых лет тянутся ровесники, с которым им интересно и весело, который всегда окружен приятелями, готовыми разделить любую его выдумку. Эгоистичные дети, как вы понимаете, сами на свет не рождаются. Это мы, родители, делаем их такими. Привыкший к тому, что в семье он - кумир и идол, все желания которого исполняются, к тому, что он - самый лучший (ведь его уверяют в этом взрослые буквально каждую минуту) такой ребенок переносит этот сценарий и в компанию сверстников. Сверстникам, понятное дело, такое положение дел не нравится и они вскоре и вовсе перестают общаться с таким ребенком. И бедняге, не понимающему, почему все его капризы не выполняются так же, как это происходит дома, бывает очень трудно перестроиться и понять, что общение со сверстниками требует какого-то иного поведения.
Если вы не можете с полной уверенностью сказать, к какому типу (застенчивому или эгоисту) больше тяготеет ваш ребенок, а проблемы с общением явно присутствуют, то вы можете воспользоваться старым и проверенным способом: рисунком. Дело в том, что в семье дети ведут себя совершенно иначе, чем вне ее и, порой, даже очень наблюдательные родители не могут дать точного ответа на вопрос, каков же мой ребенок. А детский рисунок, как методика психологического исследования, в котором выражается все то, что ваш малыш не может (или не хочет) вам сказать еще в 19 веке был назван «основным путем познания». Попросите вашего сына или дочку нарисовать себя на отдельном листе бумаги. Если вы увидели на рисунке очень маленькую фигурку, расположенную где-то в верхнем или нижнем углу листа, то у вашего ребенка явно присутствует неуверенность в себе, застенчивость, желание стать как можно незаметнее. Вам надо срочно заняться корректировкой самооценки маленького человека, он должен научиться чувствовать себя нужным и полезным для близких людей. Рисунок эгоистичного, избалованного ребенка скорее всего будет выглядеть так: огромная фигура (ноги иногда даже не помещаются на листе) с широко раскинутыми руками, часто ярко раскрашенная и все предметы на ее фоне изображены маленькими и незначительными. Для уточнения можно попросить ребенка нарисовать не просто себя, а себя вместе с друзьями. Здесь вы вполне можете получить отказ, нежелание рисовать сверстников. Ну что ж, это тоже очень показательно. Если все же рисунок состоялся, то обратите внимание на расположение фигур. Если ваш художник изобразил себя в центре, то у него, скорее всего, есть желание быть лидером. Если все фигуры друзей расположены рядом или держатся за руки или заняты каким-нибудь делом, то проблем с общением у вашего ребенка явно не наблюдается. Может быть и такой сюжет: группа играющих детей и маленькая фигурка где-то вдалеке, отдельно от остальных. Комментарии, как говорится, излишни.